В нашей школе функционирует ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ - оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержаниеобразовательных программ общего среднего образованияи имеющимстойкиеиливременныетрудностивихосвоении.
ЗАДАЧАМИ ПУНКТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
На основании Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011г. №131, зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании следующих документов:
1. заявления законного представителя обучающегося;
2. заключения Солигорского районного ЦКРОиР
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если Ваш ребёнок испытывает стойкие или временные трудности в усвоении школьных программ или Вы хотели бы получить консультацию по развитию и обучению Вашего ребёнка, то обращайтесь в ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
График работы ПКПП на 2020/2021 учебный год
Понедельник 11.45 – 18.05
Вторник 12.05 – 17.25
Среда 11.35 – 17.20
Четверг 11.35 – 17.20
Пятница 12.50 – 14.30
Индивидуальные консультации
(для учащихся, не зачисленных в ПКПП, педагогов, родителей)
4-я пятница месяца 14.30 - 15.30
проводит Коршакова Евгения Евстратьевна
Занятия проводит учитель-дефектолог:
Коршакова Евгения Евстратьевна
Должность – учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи ГУО «Средняя школа №3 г.Солигорска»
Образование – высшее
Московский ГПИ 1989 год
Квалификационная категория –высщая
Стаж- 28 лет
Скалабан Вероника Викторовна Должность - учитель дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи
Образование - высшее
БГПУ им. М. Танка
В каком случае надо обращаться к дефектологу
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
Для чего нужен логопед в школе?
И в самом деле, позанимавшись с логопедом в ДОУ или поликлинике, дети приходят в школу уже в основном с более или менее понятной для окружающих речью. Множественные нарушения звукопроизношения встречаются примерно у 5 – 6 % первоклассников и работа с ними логопеда продолжается и в школе. Помимо этого, особенно в последние годы, довольно значительно возросло количество детей с дизартрией – нарушением тонуса и подвижности мышц артикуляционного аппарата. Встречаются и такие случаи, когда ребёнок уже правильно произносит все звуки, а в диктантах допускает до 20 ошибок, да и навык чтения почему-то не формируется. Подводя итог, скажем, что в среднем 25 – 30 % младших школьников для формирования правильной речи и успешного овладения письмом и чтением нуждаются в логопедических занятиях. При отсутствии этих занятий можно наблюдать целый ряд негативных явлений, таких, как школьная неуспеваемость, и, как следствие, нежелание учиться, низкая самооценка, конфликты с учителями и родителями, школьные неврозы.
С какими же детьми работает логопед в школе и какие виды занятий существуют? Прежде всего - это индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, когда в дошкольном возрасте были не исправлены дефекты звукопроизношения или же они имеют стойкий характер и предполагают более длительные по времени занятия. Следующий вид работы – групповые и подгрупповые занятия. Это работа с учениками 1 – 3 классов с нарушениями устной и письменной речи: общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи и чтения.
А сейчас более подробно.
ЛОГОПЕДИЯ – это наука о нарушениях речи, о способах их предупреждения, диагностики и устранения специальными приёмами и методами. В переводе с греческого логопедия означает «воспитание правильной речи». В последние годы звучит не логопед, а учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи и занимается он в школе с детьми, имеющими различные речевые нарушения как устной, так и письменной речи.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ – выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. К нарушениям звукопроизношения у ребёнка школьного возраста взрослые относятся по-разному. Если звук нарушен не слишком явно, то некоторые родители не обращают на это внимания или даже не замечают таких нарушений. Типичные примеры нарушений: звук [Р] произносится не по-русски, мягко произносятся шипящие, при произношении свистящих язык занимает межзубное положение и др. Действительно, так ли уж важно, все ли звуки ученик произносит чётко и правильно, если он не собирается в дальнейшем стать артистом или педагогом. Эти «косметические нарушения» произношения звуков не влияют на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности подрастающего человека.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ – выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слов. Эти нарушения звукопроизношения могут привести к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам. Учитель-дефектолог ПКПП школы приглашают на занятия именно таких учеников, потому что велик риск развития нарушений письменной речи, так как ученик будет читать и писать так, как говорит: «павка» вместо «палка», «Шаша» вместо «Саша», «голка» вместо «горка» и др.
ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – выражается в нарушении процесса формирования произносительной системы русского языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Или же проще: если у ребёнка нарушено звукопроизношение (говорит другой звук) и есть трудности в различение звуков на слух.
Для примера: к 6-7 годам у ребёнка недостаточно сформировано фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и сонорных звуков [Р] и [Л], заменяет [Т] на [Д] и наоборот. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика. В фонематической системе каждая речевая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными. А ребёнок не понимает, что изменение одной фонемы в слове («рама – лама», «сесть – шесть») или их последовательности («клоун – кулон», «гора – рога») меняют смысл или разрушают слово. И такого ребёнка легко понять: нелегко записать слово со звуками, отсутствующими в «его языке» или же заменяемыми – как тут уловить значение слова? Кроме того, чтобы правильно записать слово, важно не только различать отдельные звуки, но и уметь определять их последовательность да ещё и соотносить их с буквами. Отсюда такие распространённые ошибки, как пропуски букв (слогов), их перестановка при письме и чтении – нужно услышать звуки слова, произнести их «себе» последовательно, «перевести» звуки в буквы и тоже последовательно записать – огромная работа. Здесь ещё может быть и недостаточное развитие мелкой (пальчиковой) моторики и зрительно-пространственные представления, особенно умение определять «лево – право».
Как известно, речь бывает устная и письменная. Зависимость между уровнем развития устной речи и успешностью в овладении речью письменной, т.е. письмом и чтением, хорошо известна всем. Поэтому, чтобы устранять «речевые ошибки» нужна специальная работа над формированием навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, развитием фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений, умением различать сходные по акустико-артикуляционным и оптико-моторным признакам звуки и буквы, обогащать словарный запас и работать над фразовой речью – и всё это параллельно с исправлением звукопроизношения.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – выражается в нарушении всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Другими словами, у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, страдает лексический (количество и качество словаря) и грамматический строй (связь между словами и система склонения и спряжения), связное речевое высказывание (словосочетание, предложение (особенно сложное) и рассказ).